Летний отдых. Тема сезона: "Лесные жители"
: Открытие сезона.
: "День именинника".
: Закрытие сезона.
Другие сценарии
: "Помогите Буратино".
: "Бал маленьких фей".
: "Спасение цветочного города".
  Основы религиозных культур и светской этики
: "Род и семья - исток нравственных отношений".
 

 

СЦЕНАРНАЯ
mp3 Приложения Презентация Версия для печати

Авторы: Татьяна Марышева, Светлана Яхшигулова

РОД И СЕМЬЯ - ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
(Разработка занятия-урока в рамках курса «Светская этика»)

ВСТУПЛЕНИЕ

С 1 апреля в 19 регионах России началось преподавание нового курса: «Основы религиозных культур и светской этики». Необходимость столь необычного предмета остро ощущалась в последние 10-15 лет и в работе классного руководителя, и в системе воспитательной работы образовательных учреждений. ОРКиСЭ - это культурологический курс, воспитательный, в основе которого - обращение к вопросам духовности, нравственности. Особенностью данного курса можно назвать и то, что он должен проводиться в нескольких направлениях одновременно: дети, родители, учителя, но через актуализацию нравственных понятий и аспектов. До 2012 года ОРКиСЭ будет преподаваться в режиме эксперимента и в случае положительных, а разработчики надеются на это, результатов - повсеместно во всех регионах и во всех классах.

Определённые трудности в ведении нового курса обусловлены не только новизной, но ещё и тем, что есть некоторые расхождения во взглядах на ведение и назначение ОРКиСЭ, в подборе материала. Учебные пособия, сопровождающие предмет, дают примерные ориентиры, без учёта региональных, религиозных  особенностей, технической оснащённости, материальной базы учебных заведений. Особое внимание следует обратить и на толерантное отношение к преподаванию основ мировых религиозных культур, где главным условием являются слова: не навреди. Учителя, прошедшие подготовку по преподаванию нового курса, будут испытывать затруднения, в том числе, из-за нехватки времени.

Реализация программы данного курса требует определённой подготовки в плане подбора материала: поиск, структуризация, методология изложения. Следует взять во внимание и тот факт, что требуется определённая театрализация некоторых этапов. Ответ можно получить на страницах журнала, помня о том, что в его названии есть два основополагающих понятия: воспитание и сценой.

 

ПРОБЛЕМАТИКА

Данное занятие проводится в 4-м классе с детьми и их родителями. Оно позволит затронуть вечную «проблему отцов и детей» и обрести новый смысл в отношениях поколений. Это одно из занятий, открывающих пути соприкосновения духовного мира взрослых людей и подрастающего поколения. В ходе данного занятия родители и их дети получат возможность взглянуть на себя со стороны и увидеть важность бережных отношений друг к другу в кругу семьи.

По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 минут, в выходные дни – 30 минут (Подласый И.П. «100 вопросов - 100 ответов»). Часто разговор ограничивается стандартными фразами: «Уроки сделал?», «Сходи в магазин», «Вымой посуду» и т.п. Со временем формальное общение становится похожим на «разговор двух телевизоров». И это, как уверяют психологи, одна из основных проблем непонимания родителей и детей.

 

Цель занятия: помочь детям и их родителям обрести новый смысл в отношениях поколений.
Задачи занятия: 

  1. Совершенствовать чуткое отношение друг к другу.
  2. Помочь установить диалог между поколениями или наполнить его новыми смыслами в процессе коллективной мыследеятельности родителей и детей.
  3. Познакомить с картинами русского художника С. А. Тутунова.

Основополагающий вопрос:
Какие нравственные качества лежат в основе отношений родителей и детей?

Оборудование:

    • мультимедийный проектор;
    • компьютер;
    • экран;
    • раздаточный материал.

Ни для кого не секрет, что последние 1,5-2 десятка лет резко сокращается число полных семей. В классе,  в котором проводилось занятие, неполные семьи составляли 75%. Чаще ребенок остается с мамой. Ничуть не желая обидеть пап, акцент в подборе материала и сценарии занятия был сделан именно на линии «мать-ребенок». Если социальный паспорт класса благополучный, то использованный набор картин можно дополнить репродукциями картин  С.А. Тутунова, на которых изображены семьи (например, взять с последнего слайда презентации).

Занятие лучше проводить в помещении, где можно создать неформальную, «тёплую» обстановку: библиотеке, кабинете психолога или в классном кабинете, но специально подготовленном. Столы и стулья расставлены в круг, можно группами, чтобы дети и родители сели так, как им хочется.

На начало занятия, когда все приходят, лучше включить лирическую музыку, создающую комфортное состояние. Это может быть классическая музыка, могут быть песни о семье, родителях.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Введение в тему.

 

. . .

 

 

© 2005-2010 ИМЦ "АС", e-mail info@teatrbaby.ru