Версия для печати

МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ
УРОКИ ОСНОВ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ. ПОСОБИЕ. 4 КЛАСС

Об авторе:
Андрей Иванович Фоминцев в 1985 году закончил Восточно-Сибирский государственный институт культуры по специальности "Театральная Режиссура".
Более 10 лет руководил любительским театром юного творчества при Дворце культуры в г. Зеленогорске.
С 1993 года преподаёт в общеобразовательной школе основы театрального искусства для учащихся начального звена в рамках программы эстетического воспитания.


Рецензенты:
Заведующий кафедрой театрального искусства
Восточно-Сибирской государственной академии
культуры и искусства, и.о. профессора В.А. ТРИШИН

Проректор по учебной работе Восточно-Сибирской
государственной академии культуры и искусства
доцент С.А. ДОБРЫНИН

Доцент кафедры театрального искусства
Восточно-Сибирской государственной академии
культуры и искусства Д.Н. БАТОРОВА


Введение

Хотелось бы, чтобы разработанная мною программа обучения основам театрального искусства рассматривалась в широком контексте задач эстетического воспитания, которое является важнейшим фактором всестороннего и гармонического развития личности.
Выдающиеся общественные деятели и педагоги рассматривали эстетическое воспитание не как изолированный участок работы с детьми, а как неразрывно связанный с идейно-политическим, трудовым, нравственным, физическим воспитанием процесс. Эстетическое воспитание включает в себя воздействие не только искусством, но и средствами окружающей действительности: красотой природы, отношениями в коллективе, трудовым и художественным творчеством. Эстетическое воспитание и художественное образование детей начинается с дошкольного возраста. В дальнейшем эстафету приобщения молодого поколения к искусству и художественному творчеству принимает общеобразовательная школа… Школа предлагает, как правило, три предмета гуманитарного цикла: литературу, музыку, изобразительное искусство. Их роль в формировании личности, безусловно, высока. Но почему в образовательной школе столь долгое время отодвигался на второй план, а то и далее, такой вид искусства, как театр, хотя в дореволюционной России преподавание этого предмета широко практиковалось в системе образования. Театр - это синтез искусств, вобравший в себя практически все, что помогает развиваться полноценному человеку, умеющему воспринимать окружающий мир как живой единый организм. Можно, конечно, перевести разговор в другую плоскость: а нужен ли, требуется ли вообще подростку театр, если сегодня он получает зримую информацию через видео и компьютерную технику в неограниченных размерах. Но я думаю, что стоит определять различие между восприятием от экрана и умением прожить то же в лабиринтах своей души. Мы, взрослые, знаем и из учебников психологии, и из жизни, что "накопление положительных эмоций", "приобретение позитивного эмоционального опыта" в детстве, то есть в пору наибольшей духовной открытости человека, в пору наивысшей его способности к сопереживанию - вещь поистине бесценная. Ведь и "любить чужой любовью и страдать чужими страданиями" (В. Белинский) надо учиться. И в этом велика заслуга именно театра. Критически настроенный родитель может мне сказать, что это устаревшие взгляды, т.к. ребенок теперь живет в других социальных условиях, получая огромный поток информации, с которым ему и так-то трудно справиться без всяких этих "психологических игрушек". Да, я согласен: поток информации сейчас обрушивается на формирующийся мозг ребенка подобно Ниагарскому водопаду, но только не все струи чисты и прозрачны, а оградить наше чадо от подобной грязной воды нам не всегда под силу. "А зачем? - спросит тот же, повидавший жизнь родитель. - Ведь ему придется встретиться со злом и скверной, зачем рисовать сказочные иллюзии?". В самом деле, сейчас уже смешными и устаревшими кажутся рекомендации некоторых теоретиков от детского театра, гласящих, что "наиболее подходящим жанром для подростка является комедия, где действуют главным образом герои-дети". А ему, подростку, нужно всё. Всё вместе и всё сразу. Но как отфильтровать нужное от вредного и стоит ли действительно это делать? Ребенок, получивший в свой жизненный багаж умение представлять мир в образах, сам отделит ценное от сорного. А анализ жизненных ситуаций через этюдную работу, постижение событийного ряда, логики жизни поможет воспринимать зло не как отдельно существующий объект, с которым нужно смириться, а как следствие определенных обстоятельств или поступков, которое можно и нужно преодолевать. И уж ни в коем случае не сотворить его самому.
Погружение в мир театра в детском возрасте создает в сознании человека определенные идеалы, которые впоследствии несут только положительную энергетику, т.к. закладываются не принудительно, как это порой кажется. Искусство несет людям наслаждение, а это далеко не равнозначно обучению чему-либо. Воспитание искусством - это меньше всего голое морализаторство, наставление, преподнесение образцов, достойных подражанию. Воспитательный механизм его более тонок и не всегда так просто уловим, но, однако же, очень "вкусен" для восприятия детским духовным миром, ведь воспитывает детей игра и сама жизнь, ее условия, формы, нравственная атмосфера, созданные магическим "если бы".
Следующий аспект: театр - искусство коллективное. И дети постигают здесь то, чего не всегда может добиться от них стандартный общеобразовательный процесс в школе. Занятия в театре дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности перед партнерами и зрителем, прививают чувство коллективизма, любовь к труду, смелость, если хотите (не каждый взрослый осмелится выйти на сцену) и, наконец, дают определенные навыки в донесении мысли. Театр, таким образом, вполне объединяет трудовое и художественное воспитание школьника. Любой урок должен быть увлекательным для ребенка, должен приносить радость, иначе он станет надоедливой обязанностью, от которой захочется избавиться. А это уже первый удар по человеческому трудолюбию, первый шаг к будущей нерадивости, безответственности, равнодушию. Каждый труд радует, если в нем есть элемент творчества; и, естественно, что именно художественная деятельность более всего обладает таким качеством. Глубоко правы те педагоги, которые ратуют за художественный труд в школе: он прививает любовь к работе "по законам красоты", не только обучает руки, голову, но и душе ребенка открывает мир прекрасного, дарит веру в то, что он может творить его.
К большому сожалению, в школьных программах, в основном, занятия искусством существуют на "остаточных принципах", т.е. считаются предметами необязательными. Считается, и это глубоко укоренившееся мнение, что работа напильником, рубанком, иглой, занятия домоводством, уборка школьного двора и уход за растениями - воспитывающий труд, а занятия искусством - это нечто эфемерное, некое приятное времяпрепровождение, красивое развлечение - "хобби", в общем. Великое заблуждение! Тысячу раз сказано, что подлинное творчество - это талант плюс упорный, тяжелый, "каторжный", но радостный труд. Попробовать раскрыть этот талант, научить понимать радость данного труда является одной из основных задач программы.
Радость приобщения к духовной культуре народа, страны, человечества, счастье ощущать себя причастным к этой культуре, открытие в себе самом мира прекрасного - воспитательное значение всего этого трудно переоценить. Театр делает это в наиболее притягательной для детей форме - в игре. И здесь неоспоримое преимущество театра перед другими искусствами. Задача в том, чтобы научиться использовать его сполна.
Прикасаясь к миру искусства, педагогу приходится учитывать индивидуальность каждого ребенка, высвобождая его творческую природу, следуя ей, а не подчиняя себе. Это подобно работе скульптора, который в каменной глыбе, в куске дерева видит заложенное в них творение и вызволяет его, "отсекая все лишнее". Лишь следуя природе, а не исправляя ее, можно добиться гармонии, как в искусстве, так и в жизни. Это правило неизменно и в деле воспитания детей. Все неудачи воспитателей связаны с насилием над детской природой. Мрамор, из которого изваяны роденовские влюбленные, в иных руках мог бы превратиться в нечто бесформенное, унылое или безобразное, но в природе этого куска была именно такая, а не иная скульптура.
В ходе работы над составлением программы мне пришлось очень осторожно проводить эксперименты с тем или иным упражнением, образно говоря, с инструментом для обработки тех самых камушков, пока он не становился приемлемым именно в этом направлении и не мог нанести вред другому. Так получился плод совместной работы педагога и детей, которых так хочется "сделать хорошими".
А.Сухомлинский любил повторять: "Держа в руках скрипку, человек неспособен совершить плохого". Задача театра, искусства вложить такую скрипку в душу ребенка и помочь ему заиграть на ней. И дай нам Бог, как говорится, справиться с этим!
Теперь я хотел бы перейти непосредственно к программе обучения основам театрального искусства с 1 по 4 классы, где я буду останавливаться на упражнениях, этапах развития, указывая их цели, методы достижения и результаты, которых удалось достичь. Прежде, чем отправиться в плавание по столь полноводному морю театральных грез, где присутствует неисчислимое количество течений и направлений ветра, хочу коротко сказать, по какому пути пришлось направить свои паруса мне.
По ряду причин я вынужден работать с классами целиком, т.е. в полном составе, в среднем 25 человек. "О какой же индивидуальной работе может идти речь?" - спросите вы. Совершенно верно, это нереально, но моя программа направлена в развивающее русло. Я не ставлю целью, чтобы к концу 4 -го года обучения ребенок был полностью готов к сценической площадке. Смелый, уверенный вход в будущее, развитие его эмоциональной сферы, диагностика и коррекция его психологических комплексов, умение четко и доходчиво выражать свою мысль, доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, умение владеть своим вниманием, фантазией, бережное отношение к окружающему миру, способность логического мышления и т.д. - вот к чему мы должны прийти к концу нашего "плавания".

 

ЧЕТВЁРТЫЙ КЛАСС

Для повторения изученного материала в этом году я предлагаю детям сделать сценические постановки по одному из трех направлений: репродукция, пословица или «утро вечера мудренее». Как обычно, на это мы затрачиваем 4 часа.
Следующие два занятия, как и раньше, мы посвящаем тренингам. В «пишущую машинку» вводим элемент «радио». В блок упражнений на внимание и зрительную память вводим «скульптурную композицию». Класс распределяется на группы по 2-3 человека. Изображают скульптурную композицию, скульптор обходит свой музей т.к. на завтра назначена выставка, и уходит. Ночью произошло землетрясение, и фигуры несколько распались (от степени разрушения зависит сложность данного упражнения. Можно доводить до того, что художник, вернувшись в свою мастерскую, видит фигуры, мирно сидящие на стульях). Скульптор возвращается утром в музей. С ужасом созерцает случившееся и торопится восстановить экспозицию до открытия выставки.
Ну те-с! Дух и тело готовы. Приступаем к творчеству.
Этот учебный год мы полностью посвящаем работе на сценической площадке. Наша задача на этот период заключается в том, чтобы вместе с работой над актерским мастерством, режиссерскими способностями, раскрытием тайн воображения, фантазии, начать постигать приемы общения, усваивать более глубоко понятия морали, норм поведения в обществе, определять негативные явления и выражать собственное отношение к этому через сценическое действо.
Первая тема, которой мы посвящаем шесть уроков годового плана, будет называться «Этикет». Цель этих уроков: совместить творческий процесс с изучением норм поведения в обществе.

Урок № 1.

Сегодня я позволю себе чуть-чуть подурачиться, чтобы настроить внимание и восприятие ребят на нужную тему. Здороваюсь я сегодня необычно. Нарочно жуя, громко шмыгая носом, почесываясь. Вместо привычного «здравствуйте», произношу: «Привет, детки, падайте на стулья» (извините за сленг) выдержав шоковую паузу, а она обязательно возникнет, я принимаю нормальный облик, и отсюда начинается беседа о нормах поведения. Мы обсуждаем те или иные жизненные ситуации на примерах того же «Ералаша» и из специальной литературы.
Я рекомендую использовать на этих уроках как учебные пособия книги: «Это стоит запомнить» А.А. Дорохова; «Поговорим о воспитанности» Б.В. Бучнелевой. и т.п.
Далее в практических этюдах мы моделируем какую-либо жизненную ситуацию с последующим обсуждением. Домашним заданием будет ознакомление с указанными книгами и выбор темы для дальнейшей сценарной обработки и постановки.

. . .

 

 

 



: Содержание журнала
: Требования к компьютеру

: Общее описание раздела
1. День знаний
2. День учителя
3. Посвящение в старшеклассники
4. Я буду петь - родная и чужая...
5. Презентация учителя информатики в конкурсе "Учитель года"
Сценарии российской прессы:
: Издания наших партнеров

: Общее описание раздела
: Уроки. 4 класс
: Образовательная программа. 4 класс
:Тематическое планирование. 4 класс

: Общее описание раздела
: Звуковые форматы - общее представление. Повтор (№1, январь 2006)

: Общее описание раздела
: Что такое Интернет?
: Сценарные ресурсы сети Интернет

: Общее описание раздела
: Технология работы с Интернет-ресурсами. Часть 1
Видеоуроки:
:Технология работы с Интернет-ресурсами. Часть 1

Главная | ИМЦ "АС" | Редакция | Сайт "Театр детям" | Авторам | Пишите нам | Copyright © 2005-2006 Информационно-методический центр "АС"
E-mail: info@teatrbaby.ru