Версия для печати
ВОСПИТАНИЕ СЦЕНОЙ
Образовательная программа курса

Программа курса

"Основы театрального искусства в школе 1-й ступени.
2 -й класс"

(4-е года обучения)

Автор: педагог дополнительного образования
Фоминцев А. И.

Пояснительная записка

Данная программа является основой коррекционно-развивающей деятельности педагога дополнительного образования с учащимися школы 1-й ступени общеобразовательной школы. Разработана в соответствии с авторским методическим пособием "Уроки основ театрального искусства в начальных классах общеобразовательной школы", одобренным Восточно-Сибирской государственной академией культуры и искусства, изданным управлением культуры администрации Красноярского края, главным управлением образования администрации Красноярского края, государственным центром народного творчества Красноярского края в 2000 году в издательстве "Буква".

Введение предмета основ театрального искусства обусловлено:

  1. Обширной отечественной и зарубежной практикой исследований, которые убеждают, что художественная деятельность в дошкольном, начальном и среднем образовании должна быть положена в основу развития общих способностей, так как в этом возрасте искусство уже является адекватным языком самоактуализации, в то время как другие виды предметной деятельности ещё не способны дать ребенку доступных для этого средств. Искусство входит в жизнь ребёнка естественно, и точно так же, как родная речь даёт ему средства познания, преобразования, выражения своего отношения к миру, межличностного общения. Персонализация образования предполагает расширение сферы занятий искусством и художественной деятельностью, а так как театр является синтезом искусств, то он полностью удовлетворяет указанным требованиям.
  2. Складывающимися социальными условиями, требующими от человека определённых способностей для адаптации в окружающем мире, а современная среда стала сложно динамичной, высококонкурентной, обладающей повышенной информационной плотностью, разнокачественностью, высокой интенсивностью и быстрой сменой сфер межличностного общения. При этом характерно разнообразие культурных и этнокультурных сред, в которых нужно уметь ориентироваться. Наконец, современность отличается огромным разнообразием организационных сред (на работе, дома, с родственниками, в кругу друзей, на улице и т.п.). Театральная модель жизненных ситуаций, "проба" ощутить себя в той или иной среде позволяют ребёнку приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды.
  3. Дефицитом гражданственности в понятии мироздания. Ведь в основе гражданственности лежит не только воспитание уважения к государству и правопорядку (соответствующие органы сделают это быстрее и лучше, чем школа), но в первую очередь - воспитание чувства гражданского долга, долга перед живущими, перед прошлыми и будущими поколениями своей страны. Замечательный русский писатель Михаил Михайлович Пришвин писал – «Только я сам, действительно близкий к грубой материи своей родины, могу преобразить ее, поминутно спрашивая: «Тут не больно?», и если слышу «больно», ощупываю в другом месте свой путь. Другой-то разве станет так церемониться, разве он «за естественным богатством» железа, нефти и угля захочет чувствовать человека?». «Чувствовать человека» - не «человеческий фактор», а конкретного, индивидуального человека – кардинальный вопрос для обновления гражданскопатриотического воспитания. И театральное искусство, как нельзя лучше, помогает в этом.
    С учётом возрастных особенностей обучающихся программа включает в себя два основных этапа обучения:
  • 1-й, 2-й год обучения - освоение основ театрального мастерства;
  • 3-й, 4-й год обучения - анализ обучающимися социальной среды, окружающего мира, моделирование жизненных ситуаций, поиск путей решения конфликтных ситуаций через действенный анализ в сценическом этюде.

"Основы театрального искусства" преподаются в форме факультативного курса 1-2 раза в неделю. Итогом факультативного курса "Основ театрального искусства является выпускной спектакль, который создаётся на основе детского сценарного материала при активном участии обучающихся в постановке.

Цель курса основ театрального искусства:

  • Создание условий для развития творческих способностей обучающихся.
  • Дополнительное образование обучающихся в сфере театрального искусства.
  • Решение проблем воспитания и досуга.
  • Диагностика и коррекция психологических комплексов, адаптация к современным социальным условиям.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с театром как видом искусства. Определить связь и пользу анализа окружающего мира через призму театральной сцены. Рассказать:
    • о рождении театра
    • что такое театр и его разновидности
    • связь театра с жизнью
    • кто работает в театре
    • отличие театра от других видов искусств
  2. Через игровые и тренинговые упражнения помочь избавиться от излишних психологических зажимов и комплексов.
  3. Через упражнения из области актёрского мастерства научить:
    • концентрировать внимание
    • управлять фантазией
    • обладать образным видением
    • научить анализировать и владеть психофизическим состоянием
  4. В теоретической части курса основ театрального искусства дать понятие:
    • о технике сцены
    • об оформлении сцены
    • о нормах поведения на сцене и в зрительном зале
    • об этюде и его разновидностях
    • о структуре этюда
    • о сценарии и форме его написания
    • о выразительных средствах и их разновидностях
    • что такое событие и событийный ряд
    • что такое второй план и внутренний монолог
    • что такое сюжет и его структура
    • что такое фрагмент
  5. Через работу в форме творческой мастерской и творческой лаборатории развивать:
    • логическое мышление
    • способность выстраивания событийного ряда
    • способность определять мораль, основную мысль и сверхзадачу произведения
    • способность моментального фрагментирования произведения и передачи сюжета по фрагментарному плану
    • способность выражения мысли через сопутствующее событие
    • способность моментальной реакции (экспромт) на предлагаемые обстоятельства
    • образное видение
  6. Через постановочную работу развить:
    • чувство ответственности
    • чувство коллективизма
    • коммуникабельность
    • адекватность мышления
    • дисциплинированность
    • организаторские способности
    • умение преподнести и обосновать свою мысль
    • художественный вкус
    • трудолюбие
    • активность.

Критерии оценки:
Определение степени творческого развития учащихся проводится на 2-м и 3-м годах обучения посредством выработанной классификации категорий степени творческого развития АФАЛО (активность, фантазия, актёрское мастерство, логика, образное видение) в течение года в количестве трёх раз (исходное, промежуточное, конечное) через анализ соответственных итоговых заданий.

Критерии оценки развития творческих способностей учащихся
2-4 -го г/обучения.

Расшифровка индексов:

Активность:
Индекс Степень развития
0 Отсутствие.
1 Участие в устных разработках.
2 Участие в практических разработках.
3 Самостоятельная творческая активность.

Фантазия:
Индекс Степень развития
0 Не развита.
1 Фантазия от сопутствующего сигнала с направляющей.
2 Фантазия полного образа с направляющей.
3 Фантазия самостоятельная.

Логика:
Индекс Степень развития
0 Не развита.
1 Поддержка ребёнком предлагаемого педагогом логического ряда.
2 Логический ряд ребёнка, требующий поддержки педагога.
3 Самостоятельное выстраивание логического ряда.

Актёрское мастерство:
Индекс Степень развития
0 Не развито.
1 Выход в сценическую атмосферу.
2 Уверенные физические действия в сценической атмосфере.
3 Передача психофизического состояния в сценической атмосфере.

Образное видение:
Индекс Степень развития
0 Не развито.
1 От локального образа.
2 От обозначенного образа.
3 Самостоятельная передача образа.


Структура и содержание программы

Основные разделы
всего 271 час
1. Теоретическо-познавательный
  • беседа
  • лекция
26
2. Актерское мастерство
  • этюд
  • действенный анализ
11
3. Тренингово-развивающий
  • тренинговые игры
  • сценическая речь
  • сценические движения
14

4. Творческая мастерская

  • проба
  • анализ
  • исследование
  • разработка
66

5. Просмотрово-информационный

  • просмотр
  • обсуждение
12

6. Постановочная работа

  • сценарная разработка
  • режиссура
142

Краткое содержание тем учебного курса

2-й год обучения

. . . . .

 



: Общее описание раздела
1. На школьном перроне. Последний звонок
2. На школьном перроне. Ответное слово выпускников
3. Не повторяется такое никогда

Летний отдых. Тема сезона "В некотором царстве"
4. Открытие сезона
5. День Ивана Купалы
6. День именинника
7. Закрытие сезона
Сценарии российской прессы:
: Сценарии российской прессы

: Общее описание раздела
: Уроки. 2 класс
: Образовательная программа. 2 класс
:Тематическое планирование. 2 класс

: Общее описание раздела
: Плееры караоке файлов
: Звуковое сопровождение с помощью компьютера


: Общее описание раздела
: Установка караоке-плеера Karaoke Galaxy
: Технология работы с Karaoke Galaxy
Главная | ИМЦ "АС" | Редакция | Сайт "Театр детям" | Авторам | Пишите нам | Copyright © 2005-2006 Информационно-методический центр "АС"
E-mail: info@teatrbaby.ru