Версия для печати
ВОСПИТАНИЕ СЦЕНОЙ
Образовательная программа курса

Программа курса

"Основы театрального искусства в школе 1-й ступени.
1-й класс"

(4-е года обучения)

Автор: педагог дополнительного образования
Фоминцев А. И.

Пояснительная записка

Данная программа является основой коррекционно-развивающей деятельности педагога дополнительного образования с учащимися школы 1-й ступени общеобразовательной школы. Разработана в соответствии с авторским методическим пособием "Уроки основ театрального искусства в начальных классах общеобразовательной школы", одобренным Восточно-Сибирской государственной академией культуры и искусства, изданным управлением культуры администрации Красноярского края, главным управлением образования администрации Красноярского края, государственным центром народного творчества Красноярского края в 2000 году в издательстве "Буква".

Введение предмета основ театрального искусства обусловлено:

  1. Обширной отечественной и зарубежной практикой исследований, которые убеждают, что художественная деятельность в дошкольном, начальном и среднем образовании должна быть положена в основу развития общих способностей, так как в этом возрасте искусство уже является адекватным языком самоактуализации, в то время как другие виды предметной деятельности ещё не способны дать ребенку доступных для этого средств. Искусство входит в жизнь ребёнка естественно, и точно так же, как родная речь даёт ему средства познания, преобразования, выражения своего отношения к миру, межличностного общения. Персонализация образования предполагает расширение сферы занятий искусством и художественной деятельностью, а так как театр является синтезом искусств, то он полностью удовлетворяет указанным требованиям.
  2. Складывающимися социальными условиями, требующими от человека определённых способностей для адаптации в окружающем мире, а современная среда стала сложно динамичной, высококонкурентной, обладающей повышенной информационной плотностью, разнокачественностью, высокой интенсивностью и быстрой сменой сфер межличностного общения. При этом характерно разнообразие культурных и этнокультурных сред, в которых нужно уметь ориентироваться. Наконец, современность отличается огромным разнообразием организационных сред (на работе, дома, с родственниками, в кругу друзей, на улице и т.п.). Театральная модель жизненных ситуаций, "проба" ощутить себя в той или иной среде позволяют ребёнку приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды.
  3. Дефицитом гражданственности в понятии мироздания. Ведь в основе гражданственности лежит не только воспитание уважения к государству и правопорядку (соответствующие органы сделают это быстрее и лучше, чем школа), но в первую очередь - воспитание чувства гражданского долга, долга перед живущими, перед прошлыми и будущими поколениями своей страны. Замечательный русский писатель Михаил Михайлович Пришвин писал – «Только я сам, действительно близкий к грубой материи своей родины, могу преобразить ее, поминутно спрашивая: «Тут не больно?», и если слышу «больно», ощупываю в другом месте свой путь. Другой-то разве станет так церемониться, разве он «за естественным богатством» железа, нефти и угля захочет чувствовать человека?». «Чувствовать человека» - не «человеческий фактор», а конкретного, индивидуального человека – кардинальный вопрос для обновления гражданскопатриотического воспитания. И театральное искусство, как нельзя лучше, помогает в этом.
    С учётом возрастных особенностей обучающихся программа включает в себя два основных этапа обучения:
  • 1-й, 2-й год обучения - освоение основ театрального мастерства;
  • 3-й, 4-й год обучения - анализ обучающимися социальной среды, окружающего мира, моделирование жизненных ситуаций, поиск путей решения конфликтных ситуаций через действенный анализ в сценическом этюде.

"Основы театрального искусства" преподаются в форме факультативного курса 1-2 раза в неделю. Итогом факультативного курса "Основ театрального искусства является выпускной спектакль, который создаётся на основе детского сценарного материала при активном участии обучающихся в постановке.

Цель курса основ театрального искусства:

  • Создание условий для развития творческих способностей обучающихся.
  • Дополнительное образование обучающихся в сфере театрального искусства.
  • Решение проблем воспитания и досуга.
  • Диагностика и коррекция психологических комплексов, адаптация к совре-менным социальным условиям.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с театром как видом искусства. Определить связь и пользу анализа окружающего мира через призму театральной сцены. Рассказать:
    • о рождении театра
    • что такое театр и его разновидности
    • связь театра с жизнью
    • кто работает в театре
    • отличие театра от других видов искусств
  2. Через игровые и тренинговые упражнения помочь избавиться от излишних психологических зажимов и комплексов.
  3. Через упражнения из области актёрского мастерства научить:
    • концентрировать внимание
    • управлять фантазией
    • обладать образным видением
    • научить анализировать и владеть психофизическим состоянием
  4. В теоретической части курса основ театрального искусства дать понятие:
    • о технике сцены
    • об оформлении сцены
    • о нормах поведения на сцене и в зрительном зале
    • об этюде и его разновидностях
    • о структуре этюда
    • о сценарии и форме его написания
    • о выразительных средствах и их разновидностях
    • что такое событие и событийный ряд
    • что такое второй план и внутренний монолог
    • что такое сюжет и его структура
    • что такое фрагмент
  5. Через работу в форме творческой мастерской и творческой лаборатории развивать:
    • логическое мышление
    • способность выстраивания событийного ряда
    • способность определять мораль, основную мысль и сверхзадачу произведения
    • способность моментального фрагментирования произведения и передачи сюжета по фрагментарному плану
    • способность выражения мысли через сопутствующее событие
    • способность моментальной реакции (экспромт) на предлагаемые обстоятельства
    • образное видение
  6. Через постановочную работу развить:
    • чувство ответственности
    • чувство коллективизма
    • коммуникабельность
    • адекватность мышления
    • дисциплинированность
    • организаторские способности
    • умение преподнести и обосновать свою мысль
    • художественный вкус
    • трудолюбие
    • активность.

Критерии оценки:
Определение степени творческого развития учащихся проводится на 2-м и 3-м годах обучения посредством выработанной классификации категорий степени творческого развития АФАЛО (активность, фантазия, актёрское мастерство, логика, образное видение) в течение года в количестве трёх раз (исходное, промежуточное, конечное) через анализ соответственных итоговых заданий.


Структура и содержание программы

Основные разделы
всего 271 час
1. Теоретическо-познавательный
  • беседа
  • лекция
26
2. Актерское мастерство
  • этюд
  • действенный анализ
11
3. Тренингово-развивающий
  • тренинговые игры
  • сценическая речь
  • сценические движения
14

4. Творческая мастерская

  • проба
  • анализ
  • исследование
  • разработка
66

5. Просмотрово-информационный

  • просмотр
  • обсуждение
12

6. Постановочная работа

  • сценарная разработка
  • режиссура
142

Краткое содержание тем учебного курса

1-й год обучения

 

. . . . .

 

 

 


: Содержание журнала
: Требования к компьютеру

: Общее описание раздела
1. День защитника Отечества
2. Наполним музыкой сердца

3. Корпоративное поздравление женщин 8 марта
4. Если душа родилась крылатой
5. Химия по Гоголю
6. Делая всем хорошо ...
7. Сказка ложь, да ...

: Общее описание раздела
: Уроки
: Образовательная программа
:Тематическое планирование

: Общее описание раздела
: Музыкальные форматы - общее представление
: Способы звукового сопровождения мероприятий


: Общее описание раздела
: Работа со сценариями журнала
: Технология записи звука с компьютера на магнитофон

Главная | ИМЦ "АС" | Редакция | Сайт "Театр детям" | Авторам | Пишите нам | Copyright © 2005-2006 Информационно-методический центр "АС"
E-mail: info@teatrbaby.ru