Назад

На главную
 


А.И. Фоминцев


Уроки основ театрального искусства в начальных классах общеобразовательной школы


Комитет по делам культуры и искусства администрации
Красноярского края
Главное управление образования администрации
Красноярского края
Государственный центр народного творчества
Красноярского края

Программа
из опыта работы школы № 172
г. Зеленогорска

Красноярск 2000
Издательство "БУКВА"

Об авторе:
Андрей Иванович Фоминцев в 1985 году закончил Восточно-Сибирский государственный институт культуры по специальности "Театральная Режиссура".
Более 10 лет руководил любительским театром юного творчества при Дворце культуры в г. Зеленогорске.
С 1993 года преподаёт в общеобразовательной школе основы театрального искусства для учащихся начального звена в рамках программы эстетического воспитания.


Рецензенты:
Заведующий кафедрой театрального искусства
Восточно-Сибирской государственной академии
культуры и искусства, и.о. профессора В.А. ТРИШИН

Проректор по учебной работе Восточно-Сибирской
государственной академии культуры и искусства
доцент С.А. ДОБРЫНИН

Доцент кафедры театрального искусства
Восточно-Сибирской государственной академии
культуры и искусства Д.Н. БАТОРОВА

Редактор: С. Войтюк
Ответственный за выпуск: В. Ковальчук


Введение


Хотелось бы, чтобы разработанная мною программа обучения основам театрального искусства рассматривалась в широком контексте задач эстетического воспитания, которое является важнейшим фактором всестороннего и гармонического развития личности.
Выдающиеся общественные деятели и педагоги рассматривали эстетическое воспитание не как изолированный участок работы с детьми, а как неразрывно связанный с идейно-политическим, трудовым, нравственным, физическим воспитанием процесс. Эстетическое воспитание включает в себя воздействие не только искусством, но и средствами окружающей действительности: красотой природы, отношениями в коллективе, трудовым и художественным творчеством. Эстетическое воспитание и художественное образование детей начинается с дошкольного возраста. В дальнейшем эстафету приобщения молодого поколения к искусству и художественному творчеству принимает общеобразовательная школа… Школа предлагает, как правило, три предмета гуманитарного цикла: литературу, музыку, изобразительное искусство. Их роль в формировании личности, безусловно, высока. Но почему в образовательной школе столь долгое время отодвигался на второй план, а то и далее, такой вид искусства, как театр, хотя в дореволюционной России преподавание этого предмета широко практиковалось в системе образования. Театр - это синтез искусств, вобравший в себя практически все, что помогает развиваться полноценному человеку, умеющему воспринимать окружающий мир как живой единый организм. Можно, конечно, перевести разговор в другую плоскость: а нужен ли, требуется ли вообще подростку театр, если сегодня он получает зримую информацию через видео и компьютерную технику в неограниченных размерах. Но я думаю, что стоит определять различие между восприятием от экрана и умением прожить то же в лабиринтах своей души. Мы, взрослые, знаем и из учебников психологии, и из жизни, что "накопление положительных эмоций", "приобретение позитивного эмоционального опыта" в детстве, то есть в пору наибольшей духовной открытости человека, в пору наивысшей его способности к сопереживанию - вещь поистине бесценная. Ведь и "любить чужой любовью и страдать чужими страданиями" (В. Белинский) надо учиться. И в этом велика заслуга именно театра. Критически настроенный родитель может мне сказать, что это устаревшие взгляды, т.к. ребенок теперь живет в других социальных условиях, получая огромный поток информации, с которым ему и так-то трудно справиться без всяких этих "психологических игрушек". Да, я согласен: поток информации сейчас обрушивается на формирующийся мозг ребенка подобно Ниагарскому водопаду, но только не все струи чисты и прозрачны, а оградить наше чадо от подобной грязной воды нам не всегда под силу. "А зачем? - спросит тот же, повидавший жизнь родитель. - Ведь ему придется встретиться со злом и скверной, зачем рисовать сказочные иллюзии?". В самом деле, сейчас уже смешными и устаревшими кажутся рекомендации некоторых теоретиков от детского театра, гласящих, что "наиболее подходящим жанром для подростка является комедия, где действуют главным образом герои-дети". А ему, подростку, нужно всё. Всё вместе и всё сразу. Но как отфильтровать нужное от вредного и стоит ли действительно это делать? Ребенок, получивший в свой жизненный багаж умение представлять мир в образах, сам отделит ценное от сорного. А анализ жизненных ситуаций через этюдную работу, постижение событийного ряда, логики жизни поможет воспринимать зло не как отдельно существующий объект, с которым нужно смириться, а как следствие определенных обстоятельств или поступков, которое можно и нужно преодолевать. И уж ни в коем случае не сотворить его самому.
Погружение в мир театра в детском возрасте создает в сознании человека определенные идеалы, которые впоследствии несут только положительную энергетику, т.к. закладываются не принудительно, как это порой кажется. Искусство несет людям наслаждение, а это далеко не равнозначно обучению чему-либо. Воспитание искусством - это меньше всего голое морализаторство, наставление, преподнесение образцов, достойных подражанию. Воспитательный механизм его более тонок и не всегда так просто уловим, но, однако же, очень "вкусен" для восприятия детским духовным миром, ведь воспитывает детей игра и сама жизнь, ее условия, формы, нравственная атмосфера, созданные магическим "если бы".
Следующий аспект: театр - искусство коллективное. И дети постигают здесь то, чего не всегда может добиться от них стандартный общеобразовательный процесс в школе. Занятия в театре дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности перед партнерами и зрителем, прививают чувство коллективизма, любовь к труду, смелость, если хотите (не каждый взрослый осмелится выйти на сцену) и, наконец, дают определенные навыки в донесении мысли. Театр, таким образом, вполне объединяет трудовое и художественное воспитание школьника. Любой урок должен быть увлекательным для ребенка, должен приносить радость, иначе он станет надоедливой обязанностью, от которой захочется избавиться. А это уже первый удар по человеческому трудолюбию, первый шаг к будущей нерадивости, безответственности, равнодушию. Каждый труд радует, если в нем есть элемент творчества; и, естественно, что именно художественная деятельность более всего обладает таким качеством. Глубоко правы те педагоги, которые ратуют за художественный труд в школе: он прививает любовь к работе "по законам красоты", не только обучает руки, голову, но и душе ребенка открывает мир прекрасного, дарит веру в то, что он может творить его.
К большому сожалению, в школьных программах, в основном, занятия искусством существуют на "остаточных принципах", т.е. считаются предметами необязательными. Считается, и это глубоко укоренившееся мнение, что работа напильником, рубанком, иглой, занятия домоводством, уборка школьного двора и уход за растениями - воспитывающий труд, а занятия искусством - это нечто эфемерное, некое приятное времяпрепровождение, красивое развлечение - "хобби", в общем. Великое заблуждение! Тысячу раз сказано, что подлинное творчество - это талант плюс упорный, тяжелый, "каторжный", но радостный труд. Попробовать раскрыть этот талант, научить понимать радость данного труда является одной из основных задач программы.
Радость приобщения к духовной культуре народа, страны, человечества, счастье ощущать себя причастным к этой культуре, открытие в себе самом мира прекрасного - воспитательное значение всего этого трудно переоценить. Театр делает это в наиболее притягательной для детей форме - в игре. И здесь неоспоримое преимущество театра перед другими искусствами. Задача в том, чтобы научиться использовать его сполна.
Прикасаясь к миру искусства, педагогу приходится учитывать индивидуальность каждого ребенка, высвобождая его творческую природу, следуя ей, а не подчиняя себе. Это подобно работе скульптора, который в каменной глыбе, в куске дерева видит заложенное в них творение и вызволяет его, "отсекая все лишнее". Лишь следуя природе, а не исправляя ее, можно добиться гармонии, как в искусстве, так и в жизни. Это правило неизменно и в деле воспитания детей. Все неудачи воспитателей связаны с насилием над детской природой. Мрамор, из которого изваяны роденовские влюбленные, в иных руках мог бы превратиться в нечто бесформенное, унылое или безобразное, но в природе этого куска была именно такая, а не иная скульптура.
В ходе работы над составлением программы мне пришлось очень осторожно проводить эксперименты с тем или иным упражнением, образно говоря, с инструментом для обработки тех самых камушков, пока он не становился приемлемым именно в этом направлении и не мог нанести вред другому. Так получился плод совместной работы педагога и детей, которых так хочется "сделать хорошими".
А.Сухомлинский любил повторять: "Держа в руках скрипку, человек неспособен совершить плохого". Задача театра, искусства вложить такую скрипку в душу ребенка и помочь ему заиграть на ней. И дай нам Бог, как говорится, справиться с этим!
Теперь я хотел бы перейти непосредственно к программе обучения основам театрального искусства с 1 по 4 классы, где я буду останавливаться на упражнениях, этапах развития, указывая их цели, методы достижения и результаты, которых удалось достичь. Прежде, чем отправиться в плавание по столь полноводному морю театральных грез, где присутствует неисчислимое количество течений и направлений ветра, хочу коротко сказать, по какому пути пришлось направить свои паруса мне.
По ряду причин я вынужден работать с классами целиком, т.е. в полном составе, в среднем 25 человек. "О какой же индивидуальной работе может идти речь?" - спросите вы. Совершенно верно, это нереально, но моя программа направлена в развивающее русло. Я не ставлю целью, чтобы к концу 4 -го года обучения ребенок был полностью готов к сценической площадке. Смелый, уверенный вход в будущее, развитие его эмоциональной сферы, диагностика и коррекция его психологических комплексов, умение четко и доходчиво выражать свою мысль, доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, умение владеть своим вниманием, фантазией, бережное отношение к окружающему миру, способность логического мышления и т.д. - вот к чему мы должны прийти к концу нашего "плавания".


ПЕРВЫЙ КЛАСС


Урок № 1

И вот ребенок впервые вошел в театральный класс - это его первое знакомство с закулисной атмосферой, но ее необходимо создать - это должен быть не обычный класс, а театральная студия со всеми техническими средствами. Тихо зазвучала музыка, и пока ребенок ищет, откуда же она исходит, уменьшается яркость света и звучит спокойный голос мастера: "Добро пожаловать в театр. Здесь рождаются…" В данный момент ребенок всем своим существом, как губка впитывает каждое слово, жест, невидимую пылинку, слетевшую с кулис. Так начинается цикл бесед: "Рождение театра", "Что такое театр", "Театр и жизнь". При этом совсем необязательно четкое разделение темы от темы. Важно не упустить тот момент, когда детский слух прекращает воспринимать вашу речь, какой бы изысканной она не была. Поэтому рекомендуемое время воздействия на слуховой аппарат не более 10 минут, после чего можно перейти к показу видеоматериалов о театре, подтверждающих ваше повествование. Следующие 15 минут следует посвятить играм, основанным на актерском тренинге (например, "будем знакомы" - тренинг "нарастающий снежный ком", "Сладкое, кислое, горькое" - тренинг "мимика", и "Я, дождик, я огонь" - тренинг психофизического состояния). Оставшиеся 3 - 5 минут стоит затратить на закрепление данного материала и традиционный, я бы даже сказал, "ритуальный" конец урока. В нашем случае происходит следующее: я говорю: "Спасибо за урок", давая психологическое понятие детям, что мы полноправны и работаем вместе, они в свою очередь аплодируют, принимая правила игры, и на том мы прощаемся.

. . . .

ТРЕТИЙ КЛАСС

. . . .

Урок-тренинг № 1,2


Теперь также традиционно мы изучаем усложненный тренинг. Это такие упражнения, как "Пишущая машинка", когда детям раздаются буквы из определенного словосочетания, ну, скажем "Мороз и солнце - день чудесный". Теперь я прошу представить данную строфу написанной на доске. Дальше я играю роль пальца, нажимающего на клавишу (ударяю линейкой по столу), в ответ на что очередная буква подтверждает отпечатку хлопком в ладоши. При этом ребенок пропускает в мыслях побуквенно представленную фразу. Осилили первый круг внимания. Усложняем. Теперь я меняю ритм отстукивания: то быстрее, то медленнее. После освоения этой степени сложности меняю буквы и опять то же самое, но уже с закрытыми глазами и т.д. Как все поняли, это упражнение на расширенный круг внимания, и мы закладываем его в свой рюкзачок.
Еще упражнение на концентрацию внимания, которое я называю "перемена". Этот тренинг позволяет ребенку тренировать концентрацию своего внимания, несмотря на множественные внешние раздражители.
Предлагается незнакомый текст, ребенок садится в центр круга и приступает к чтению (про себя). В это время остальные дети, образно говоря, стоят на головах вокруг читающего, называя его имя, пытаясь отвлечь. Есть одно запрещающее условие: не прикасаться к этому ребенку. Это "безобразие" продолжается 1-2 минуты. После чего читавший пересказывает то, что смог понять из прочитанного в такой обстановке. В дальнейшем это тренинговое упражнение усложняется допустим, четверостишием, которое необходимо выучить, а также видоизменяется в форме игр.
На это у нас уходит еще 2 часа.
В предыдущие годы обучения мы научились погружаться в предложенную атмосферу через звук, свет, но на этом не заострялось внимания. И этого ранее не следовало делать, так как ощущение атмосферы должно было рождаться в подсознании ребенка, в его воображении.
Теперь мы подходим к тому, что ребенку самому как художнику необходимо научиться передавать полный художественный образ цельного театрализованного действа. Для этого мы должны определить, какими выразительными средствами нужно владеть для передачи атмосферы происходящего. Научить ребенка находить правильные оттенки, соответствующие желаемой передаче информации. Развить способность всестороннего, полного воссоздания в воображении не только картинки, но и соответствующего звукового сопровождения, художественного оформления. Этой цели мы постараемся достичь на последующих двух уроках.

. . . .

P.S. Полный текст представлен в полнофункциональном диске "Театр - детям"

 

Назад

На главную
 

Проект "Театр - детям"
(с) Фоминцев Андрей, 2002 г.