Сценарии on-line
Мастерская звука
Сценарии со звуком
Метод. отдел
Обучение
Общение

 

 

Образовательная программа

по основам театрального искусства 2-5-е классы. Автор: Фоминцев А.И.

Пояснительная записка

Данная программа является основой коррекционно-развивающей деятельности педагога дополнительного образования с учащимися 2-5 классов общеобразовательной школы. Разработана в соответствии с авторским методическим пособием «Уроки основ театрального искусства в начальных классах общеобразовательной школы», одобренным Восточно-Сибирской государственной академией культуры и искусства. Изданным управлением культуры администрации Красноярского края, главным управлением образования администрации Красноярского края, государственным центром народного творчества Красноярского края в 2000 году в издательстве «Буква».

  1. Введение предмета основ театрального искусства обусловлено:
    Обширной отечественной и зарубежной практикой исследований, которые убеждают, что художественная деятельность в дошкольном, начальном и среднем образовании должна быть положена в основу развития общих способностей, так как в этом возрасте искусство уже является адекватным языком самоактуализации, в то время как другие виды предметной деятельности ещё не способны дать ребенку доступных для этого средств. Искусство входит в жизнь ребёнка естественно, и точно так же, как родная речь даёт ему средства познания, преобразования, выражения своего отношения к миру, межличностного общения. Персонализация образования предполагает расширение сферы занятий искусством и художественной деятельностью, а так как театр является синтезом искусств, то он полностью удовлетворяет указанным требованиям.
  2. Складывающимися социальными условиями, требующими от человека определённых способностей для адаптации в окружающем мире, а современная среда стала сложно динамичной, высококонкурентной, обладающей повышенной информационной плотностью, разно качественностью, высокой интенсивностью и быстрой сменой сфер межличностного общения. При этом характерно разнообразие культурных и этнокультурных сред, в которых нужно уметь ориентироваться. Наконец, современность отличается огромным разнообразием организационных сред (на работе, дома, с родственниками, в кругу друзей, на улице и т.п.). Театральная модель жизненных ситуаций, "проба" ощутить себя в той или иной среде позволяют ребёнку приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды.
  3. Дефицитом гражданственности в понятии мироздания. Ведь в основе гражданственности лежит не только воспитание уважения к государству и правопорядку (соответствующие органы сделают это быстрее и лучше, чем школа), но в первую очередь - воспитание чувства гражданского долга, долга перед живущими, перед прошлыми и будущими поколениями своей страны. Замечательный русский писатель Михаил Михайлович Пришвин писал – «Только я сам, действительно близкий к грубой материи своей родины, могу преобразить ее, поминутно спрашивая: «Тут не больно?», и если слышу «больно», ощупываю в другом месте свой путь. Другой-то разве станет так церемониться, разве он «за естественным богатством» железа, нефти и угля захочет чувствовать человека?». «Чувствовать человека» - не «человеческий фактор», а конкретного, индивидуального человека – кардинальный вопрос для обновления гражданскопатриотического воспитания. И театральное искусство, как нельзя лучше, помогает в этом.
Цель курса основ театрального искусства:
  • Подготовить ребёнка к смелому, уверенному входу в общество и будущую самостоятельную жизнь.
  • Научить чётко, последовательно и доходчиво выражать свою мысль.
  • Развитие доброжелательности и тактичности в отношении со сверстниками и взрослыми.
  • Научить владеть своим творческим внутренним потенциалом и регулировать собственные эмоции.
  • Привить бережное отношение к окружающему миру и развитие духовности.
  • Развитие способности логического мышления, анализа окружающей обстановки и адекватное размещение собственного "я" в предлагаемой общественной среде.
  • Развитие ответственности за взятые на себя обязательства перед коллективом, способность к коллективному труду.
  • Развитие способности понимать разно жанровые виды искусств.
  • Развитие творческих способностей.
  • Помочь овладеть навыками актёрского мастерства и самовыражения.
  • Познать таинства "Его величества - Театра" и иметь представление о создании театральных полотен.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с театром как видом искусства. Определить связь и пользу анализа окружающего мира через призму театральной сцены. Рассказать:
    • о рождении театра
    • что такое театр и его разновидности
    • связь театра с жизнью
    • кто работает в театре
    • отличие театра от других видов искусств
  2. Через игровые и тренинговые упражнения помочь избавиться от излишних психологических зажимов и комплексов.
  3. Через упражнения из области актёрского мастерства научить:
    • концентрировать внимание
    • управлять фантазией
    • обладать образным видением
    • научить анализировать и владеть психофизическим состоянием
  4. В теоретической части курса основ театрального искусства дать понятие:
    • о технике сцены
    • об оформлении сцены
    • о нормах поведения на сцене и в зрительном зале
    • об этюде и его разновидностях
    • о структуре этюда
    • о сценарии и форме его написания
    • о выразительных средствах и их разновидностях
    • что такое событие и событийный ряд
    • что такое второй план и внутренний монолог
    • что такое сюжет и его структура
    • что такое фрагмент
  5. Через работу в форме творческой мастерской и творческой лаборатории развивать:
    • логическое мышление
    • способность выстраивания событийного ряда
    • способность определять мораль, основную мысль и сверхзадачу произведения
    • способность моментального фрагментирования произведения и передачи сюжета по фрагментарному плану
    • способность выражения мысли через сопутствующее событие
    • способность моментальной реакции (экспромт) на предлагаемые обстоятельства
    • образное видение
  6. Через постановочную работу развить:
    • чувство ответственности
    • чувство коллективизма
    • коммуникабельность
    • адекватность мышления
    • дисциплинированность
    • организаторские способности
    • умение преподнести и обосновать свою мысль
    • художественный вкус
    • трудолюбие
    • активность.

Критерии оценки:
Определение степени творческого развития учащихся проводится на 2-м и 3-м годах обучения посредством выработанной классификации категорий степени творческого развития АФАЛО (активность, фантазия, актёрское мастерство, логика, образное видение) в течение года в количестве трёх раз (исходное, промежуточное, конечное) через анализ соответственных итоговых заданий.

Структура и содержание программы

Основные разделы
всего 271 час
1. Теоретическо-познавательный
  • беседа
  • лекция
26
2. Актерское мастерство
  • этюд
  • действенный анализ
11
3. Тренингово-развивающий
  • тренинговые игры
  • сценическая речь
  • сценические движения
14

4. Творческая мастерская

  • проба
  • анализ
  • исследование
  • разработка
66

5. Просмотрово-информационный

  • просмотр;
  • обсуждение
12

6. Постановочная работа

  • сценарная разработка
  • режиссура
142

 

Примерное распределение учебных часов

1-й год обучения.
Основные разделы Кол. часов
Теоретически-познавательный
7
Актерское мастерство
2
Тренингово-развивающий
8
Творческая мастерская
10
Просмотрово-информационные
7
Итого:
34

2-й год обучения.
Основные разделы Кол. часов
Теоретически-познавательный
8
Актерское мастерство
4
Тренингово-развивающий
3
Творческая мастерская
18
Просмотрово-информационные
2
Итого:
34

3-й год обучения.
Основные разделы Кол. часов
Теоретически-познавательный
7
Актерское мастерство
2
Тренингово-развивающий
8
Творческая мастерская
10
Просмотрово-информационные
7
Постановочная работа
34
Итого:
67

4-й год обучения.
Основные разделы Кол. часов
Теоретически-познавательный
7
Актерское мастерство
1
Тренингово-развивающий
2
Творческая мастерская
18
Просмотрово-информационные
108
Итого:
136
   

 

Требования к техническому оснащению театрального кабинета:

  1. Сценическая выгородка
  2. Аудио установка
  3. Видео установка
  4. Видеокамера
  5. Театральное освещение
  6. Кубы, элементы театр.декор.
  7. Персональный компьютер для обработки сценарного и музыкального материала.

Педагог дополнительного образования____________Фоминцев А.И.

 

 
© Театр-студия «АС», 2003–2013
Автор материала - (С) Фоминцев Андрей ( mailto: fomai@mail.ru )
Дизайн - Болунов Сергей (mailto: bolunov@mail.ru